Методическая копилка

Консультационный материал "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников"

01.02.2022

Консультационный материал "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников"

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в учреждении дошкольного образования ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Формы организации образовательно процесса:

  • занятия;
  • заучивание стихотворений;
  • сбор фотоматериалов;
  • игры – занятия;
  • заучивание правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры ;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • игры - тренинги;
  • просмотр мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • развлечения;
  • досуги;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • встреча с интересными людьми;
  • участие в различных конкурсах;
  • личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Все что мы формируем у детей они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это включает:

  1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- защитный экран с различными типами розеток, выключателей, замков; планировка улиц с дорожными знаками, дорожной разметкой и пешеходами, светофорами; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План-схема микрорайона, в котором расположен детский сад, с отметкой опасных мест, мест, благоприятных для игр; ОБЖ плакаты на темы «Если ты заблудился на улице», «Внимание! Терроризм!» ,«Пожарная безопасность для дошкольников» и др .; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология или здоровый ребенок», «Если ребенок был ранен» и т. д.

  1. Игровой пул, который содержит:

- дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжай подряд», «Говори одним словом», «Четвертое - лишнее», «Так - не так» и т. д .;

- настольные - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

  1. Библиотека,в которой находятся познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рецензирования и обсуждения различных ситуаций. Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности учреждения дошкольного образования. Ведь спектр проблем, связанных с безопасностью ребенка, не может быть решен только в рамках учреждения, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто так не убедительно, как наглядный пример взрослых. Целью работы с родителями является разъяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по этому вопросу, определение круга правил, с которыми необходимо ознакомиться в первую очередь в семье. При работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. опрос родителей; когнитивное направление: родительские встречи, семинары; визуально-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и другие мероприятия, информация на стенде, скоросшиватели, разработка заметок; Направление досуга: совместные праздники, досуг, экскурсии; выставки семейных творческих работ, изделий из отходов и натуральных материалов.

Список использованных источников:

  1. Аралина, Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности / Н.А. Аралина. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
  2. Белая, К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека / К.Ю. Белая. – М.: Школьная Книга, 2014. – 48 с: цв. илл. + вкл. – (Программа «Я – человек»).
  3. Дошкольникам о правилах безопасности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович [и др.]. – Минск : Экоперспектива, 2015. – 92 с. : ил.
  4. Комарова, И. Научно – методические основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / И.Комарова // Пралеска. – 2015. – № 7. – С. 8 – 11.
свернуть

Круглый стол "Безопасность и здоровье детей» - наша общая задача"

02.02.2022

Круглый стол "Безопасность и здоровье детей» - наша общая задача"

Вступительное слово.

Ведущий.   Тема нашего круглого стола «Безопасность и здоровье детей - наша общая задача». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Роль педагога учреждения дошкольного образования состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования:

- удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья;

- создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях учреждения дошкольного учреждения сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника;

- воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней. Сегодня мы с вами поговорим о том, как  сделать так, чтобы наши дети были здоровы и в безопасности.

Сейчас у нас первый пройдёт «Мозговой штурм» и так:

«Мозговой штурм»

  1. От чего зависит здоровье детей?

(организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)

  1. Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей?

(Ребёнок и другие люди;

Ребёнок и природа;

Ребёнок дома;

Здоровье ребёнка;

Эмоциональное благополучие ребёнка;

Ребёнок на улице)

  1. Что такое здоровье?
  2. Что такое безопасность?
  3. С какого возраста необходимо проводить работу по безопасности жизнедеятельности детей?

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются в письменном виде).

Рассматривание и обсуждение определений.

  1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
  2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
  4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
  5. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  6. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего круглого стола.

Ведущий.  Чтобы наши дети  были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

Ведущий. Я сознательно поставила вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

Участники игры объединяются в следующие группы:

«Воспитатели»

«Родители»

«Администрация»

«Специалисты»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наше учреждение дошкольного образования, быть здоровым (в письменном виде)

«Безопасность»

Мы уже имеем небольшое представление что такое «Безопасность». Но безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:

- безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности);

- правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте);

- мебель, подобранная по росту детей;

- правильное освещение.

Уважаемые родители, давайте сделаем все, чтобы создать  безопасные условия  для наших детей.

 

Список используемых источников:

  1. Новикова, И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников / И. М. Новикова. – М: Мозайка – синтез, 2010
  2. Авдеева, Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина-СПб.:Детство – Пресс, 2004.
свернуть